lenochka_lenusi (lenochka_lenusi) wrote,
lenochka_lenusi
lenochka_lenusi

Categories:

Хупа (еврейская СВАДЬБА).

Хупа


Мы с мужем поженились ещё в Совке и в Израиль приехали, будучи женатой парой.
(и слава богу, что нам не надо было регистрировать брак в Израиле, потому что в Израиле брак религиозный. Пожениться тут могут только еврей и еврейка. И евреям из СССР обычно бывает очень трудно доказать, что ты еврей. Не у всех в паспорте так написано было, не у всех была еврейская фамилия... да, и всё равно всё это недостаточно)


Короче, познакомиться с традиционной ХУПОЙ (еврейская свадьба) нам предоставился случай далеко не сразу. Мы были уже года два в Израиле, когда нас впервые пригласили на свадьбу.

Хупа - еврейская свадьба, обряд бракосочетания. Хупа - это и сам навес, под которым происходит сам обряд. Навес (хупа) символизирует будущий дом молодых, это такая "простыня", накинутая на 4 столба.

Есть свадьбы скромные, а есть свадьбы на широкую ногу. Поэтому навес может быть действительно похож на простыню, или может быть очень красиво украшен.

Бывает, что делают Хупу в помещении, а бывает - под открытым небом.



















Невесты тоже одеваются по-разному. Религиозные невесты одеваются скромнее. Нерелигиозные могут позволить себе и открытые плечи и вообще становятся похожими на невесту любой национальности (такая интернациональная невеста).

Под хупой несколько обрядов совершается (ну, с вариациями): обход невестой, ведомой своей мамой и матерью жениха, семь раз вокруг жениха, стоящего под хупой; чтение ктубы – брачного письменного обязательства будущего мужа перед невестой, одевание кольца на указательный палец невесты со словами «Ты посвящаешся мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».



Ктуба (что-то типа нашего "свидетельства о браке") - это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены.

Ктуба подписывается женихом и свидетелями непосредственно перед хупой.





Ещё традиция: жених разбивает ногой стакан (желательно разбить с первого раза).





Большинство приколов на свадьбах происходят во время разбивания стаканов.
Ну, и кольцо бывает, что не лезет (указательный палец ведь толще).

Ещё приколы случаются при танцах с невестой (или женихом) когда их поднимают на стульях. Не дай бог, уронят, .... или просто в платье запутается...



Поподробнее желающие всегда смогут почитать в И-нете, а я вам просто самые основные моменты раскрыла, для общего ознакомления, тесезеть.


Ну, что ещё добавить?
В Израиле очень трудно развестись. (ну, может, это и к лучшему)




Ах, эта свадьба, свадьба...


Несколько лет назад мы были гостями на свадьбе моей четвероюродной сестры.

До этого мы уже много лет не были ни на какой свадьбе. Хочу себе на память записать; и вам, надеюсь, тоже будет интересно!



Когда мы туда ехали, мы знали, что Хупа будет под открытым небом, что это не столько "зал торжеств", сколько "сад торжеств". Здания\помещения там нет. Там такой красивый сад-парк, даже небольшое озерцо с кувшинками и рыбками имеется (для пустынного Израиля это НЕЧТО!). Было, конечно, очень интересно. Мы в принципе давно не были на свадьбе, а на свадьбе под открытым небом - вообще ещё никогда не были. (а ведь израильский климат позволяет! Надо пользоваться. Свежий воздух - это класс!)
Уже издалека слышна музыка.

При входе в сад стоят четыре человека (не считая работника безопасности) - это родители (мам-папы жених-невесты). Они приветствуют входящих гостей, просят их располагаться (и "чувствовать себя как дома")... Гости, в свою очередь, им говорят "мазаль тов!" (поздравляем!) - это, типа, "кабалат-паним" - приветствие (вообще, кабала - принятие, приём, а паним - это лицо)
Далее тебя приветствуют работники\организаторы и дают тебе (предварительно спросив фамилию) карточку с номером стола (то есть, ты уже "приписан" к конкретному столу). Это хорошо, а то ведь на свадьбе часто "никого" не знаешь, с кем сесть не ясно... В Израиле ведь ещё и "языковой брьер". Так что хорошо, что за тебя уже подумали, позаботились, чтоб ты сидел с говорящими на том же языке. (разговора за столом всё-равно не получилось. Но приятнее сидеть с русскоязычными).

Так. Теперь надо найти "урну" (ну, ящик, куда свой конверт опустить). Нашли. Заботливо приготовлены конверты и ручки. (осталось только вырвать листочек из чековой книжки). (На свадьбу принято дарить деньги. Все эти торжества дорого стОят; хочется их хоть частично окупить). Сейф в который складывали конверты - оформлен в виде телеги (под стать саду, наверно). Или какой-то другой скрытый символический смысл. Как бы телега с добром, может? надо подумать об этом. Ну, каждый себе сам по-своему это интерпретировал.

На трёх высоких кубах (ну, чтоб повыше были, как бы каждая на своей сцене) стоят три красиво одетых девушки и играют на скрипке. Музыка оглушительная.

Идём изучать сад. Всё свободное пространство заставленно диванами (ну, фактически, скамейками с мягким покрытием) и такие же "кресла"; вообще, много подушек разной величины кругом (даже "лежанки" такие). В некоторых местах висят "сидячие" гамаки - то есть такие подвесные качели, там дети с удовольствие резвились; детей было, кстати, относительно много: и совсем бейбиков, и постарше - разных возрастов (лет 5-8) - наверно родственники. Вокруг в отдыхательной атмосфере сидят, стоят, едят...

Приглашали к 12 часам (а сама Хупа в 13.00). Мы немного опоздали (пробки на дорогах). А гости всё это время были заняты поедание всего того что им предлагает "буфет": шашлык, пица, кофе.... ну, мы не особо едим-то, всё фигуру бережем... Мы там просто походили, повдыхали ароматы, порадовались, что мы на природе. Снимли немножко на видео. Везде играет музыка, атмосфера веселья.
Ну, на свадьбах всегда всё с опозданием, Хупа конечно же не началась по расписанию....
Мы прошлись по всей территории парка, вглубь, дошли до той площадки, на которой стоят столы (штук пятнадцать; вообще, приглашенных было приблизительно двести человек). Столы квадратные (раньше я видела только круглые); каждый стол рассчитан на 10-12 человек (не так как вРоссии: один длинный стол буквой Г или буквой П); на столах были только фужеры и вилка-нож. Ну, думаем, наверно, ещё не накрыли.

Жених с невестой ходили туда-сюда и фотографировались, то с этими, то с теми родственникаим, под руководством фотографа.

Чуть дальше площадки со столами мы разглядели на зелёной полянке стоящую приготовленную Хупу (балдахин), матерчатую дорожку и ряды стульев по обе стороны от дорожки. И подумали: ну, прям как в американских фильмах в католических церквях на христианских свадьбах.

На израильских свадьбах всегда всё немножко с опозданием. Примерно в 13.30 нас всех громко пригласили на Хупу. Народ стал подтягиваться и рассаживаться. Но чтобы увидеть - надо было стоять. А чтобы что-то снять - надо было бы повыше забраться (ну, я подняла камеру в руках).

Под Хупой уже встали родители и самый избранные (близкие) родственники. Приготовили (поставили рядом) бокал и бутылку Яйн ле-Кидуш (вино для освящения\благославления; в начале и в конце церемонии произносят брахот благославления и отпивают немного вина - освящение)
Пришел раввин, который будет их женить, переставил родителей... короче, всех переместил, как надо им стоять... Видеооператор поставил свою огромную треногу и в оставшуюся "щель" залез фотограф. (так что уже чисто-конкретно всё окончательно загородили)

Всё. Все готовы. Ждём молодых.
Раввин громко произнёс в микрофон, мол, встречайте жениха и невесту!
Все зааплодировали... Ну, вышли они не сразу... дали нам "потомиться". Солнце стало уже довльно больно жечь.

Зато потом они вышли и стали приближаться к Хупе такие молодые, красивые и счасливые... и музыка в этот момент играла такая трогательная. Я аж (неожиданно для себя самой) прослезилась (чёт стала к "старости" такая сентиментальная) .... неее..... но правда, очень трогательно, когда жених с невестой шли к Хупе + музыка + всё внимание обращено на них (и у гостей в глазах такое умиление!), и жених с невестой такие красивые\свежие.

Далее, значит, Хупа: Должна сказать, что я первый раз с интересом слушала раввина. Может, раньше я иврит плохо понимала, может, просто, помолодости\поглупости считала всю эту "болтовню" ненужной и подобной тем "пустым" словам которые нам говорили в ЗАГСЕ (типа, "дорогие брачующиеся, сегодня у вас знаменательный день"....- помните, наверно, все эти совковости....)

Сейчас уже (ну, я взрослая, серьезная...) мне было интересно. Часть брахот (благославлений) - оказали такую честь, дали сказать родственникам (по выбору жениха и невесты; заранее, видимо, они решили).

Под Хупой (вот такое я видела впервые) были не только родители, но и "почетные гости" (если так можно выразиться): например, бабушка жениха; а ещё - тетя и двоюродная сестра невесты, прилетевшие специально из другой страны.

Часть церемонии (для бабушки) была произнесена на идиш; даже два слова раввин сказал по-русски (наверно выучил специально, а может у него у самого "корни" русские). Упоминали (по просьбе жениха и невесты) бабушек-дедушек со всех сторон (сказали, что они телом не тут, но духом здесь с нами находятся). Дедушку невесты я знала лично (он умер несколько лет назад), и меня растрогали эти слова.

Вообще, раввин часто начинал фразу со слов "по просьбе жениха и невесты" , что придавало особый шарм всей этой церемонии (вродь как всё по домашнему, как "закажешь", так и будет)

Ну, и, затем, сама церемония непосредственно бракосочетания: надевания кольца и фраза "ат мэкудэшет ли" (ты посвящаешься мне по закону Моше и Израиля) и разбивание стакана. Раввин сказал жениху: Дали тебе стакан большой, и на траве.. (ведь легче разбить об асфальт) - но я уверен, что ты справишься... Раввин, вообще, часто острил (попсовый такой раввин попался... или они специально выбрали) - скучно не было.
Ну, показали нам врученную им Ктубу...Короче, всё... поженили их...


По окончании церемонии, все толпой ринулись под Хупу, чтобы поздравить молодоженов и родителей. Мы тоже туда двинули, пожали им руки, поцеловали и поздравили с таким значительным событием.
Все кто отпоздравлялся - отправлялись за стол.

Девушки-скрипачки, переодевшись в другие не менее красивые платья, уже стояли на своих кубах (кубы принесли на площадку где столы) и развлекали гостей, у которых уже слюнки текли.

Столы были всё ещё без тарелок и без блюд (но появились кувшины с апельсиновым и грейпфруктовым соком). Мы, найдя свой стол, обнаружили, что мы сидим с русскоязычными родственниками со "своей" стороны (хорошо позаботились о нас!) И стало наконец-то ясно (типа, дошло до меня), что здесь "шведский стол" (то есть САМ ты себе должен всё принести). Ну, пошли за едой.

Стояли несколько огромных "кастрюль" и рядом с каждой - официант, люди выстроились в очередь каждый со своей тарелкой, и получали по выбору: было несколько гарниров (картошка, рис, макаронные изделия) и несколько "мяс": говядина, курятина и рыба. Отдельно стоял стол с ингридиентами, из которых каждый сам себе сооружал салат (морковь, перец, маленькие помидорчики "шери", зелёные листья разных видов, семечки, проросшие зерна, сухарики, пару видов соуса....) (эх, жаль огурцов не было - я люблю огурцы).
Немного странно. (неее.. еды-то навалом, неограничено, ешь-сколько-хошь.) Много хождений, но и свои плюсы, конечно. Берешь то что ХОЧЕШЬ, к нужном количестве (я например, лук не ем, перец тоже избегаю....)

Бар с алкогольными напитками был отдельно. Ну, мы (ни я, ни муж) не пьём. А был бы какой-нибудь гость из России, он бы "не понял" такого. нуу... что алкоголь не стоит на столах... вот не пьют израильтяне, вы понимаете.... то есть, пьют, конечно, но по сравнению с россиянами.... просто смех... трезвенники

Минут через пятнадцать-двадцать диск-жокей уже объявил первый танец (то есть не дали нам рассиживаться, разедываться). Первый танец жениха и невесты в качестве уже мужа и жены! И после первых тактов уже пригласили гостей присоединиться (и гости яростно откликнулись!)



Музыка была всякая: примерно треть - на русском языке (современная эстрада ); довольно много англоязычных хитов разных лет включая 60-70 годы (чтобы старшее поколение могло "тряхнуть стариной" и "оттянуться", тесезеть); много песен на иврите (тоже известных исполнителей, зажигательные такие, знакомые, которые крутят по радио каждый день в наши дни).
Это очень естественно, что я всё время невольно сравнивала эту свадьбу с другими (и особенно с Советскими свадьбами)... Ну, я понимаю, что теперешние свадьбы в России - это не совсем те, которые были у нас (и наших друзей) в 80-90 годы, но суть сохранилась, мне кажется. Я кстати, в курсе этой темы, я всегда с интересом смотрю свадьбы племянников и прочих родственников (спасибо моим близким, присылают мне видеоматериалы), то есть я представляю себе свадьбы в России, мне кажется... Ясное-дело, какие-то побогаче, какие-то поскромнее, я понимаю... но принцип ясен.
Напрашивались сравнения и с американскими (ну, и европейскими) свадьбами тоже... хотя, чтО мы о них знаем? только по фильмам.

Короче, чем, на мой взгляд, Хупа отличается от советской свадьбы:

Все гости присутствуют на церемонии заключения брака, а не несколько человек, как в России (обычно были те 8 человек, которые в машину "уместились", а основная масса гостей уже приходили в кафэ - ну, или где там сами столы стоят). Советские родители в ЗАГС никак не попадали, они обычно дома\в кафэ суетятся или ещё: (тоже видела такой обряд) типа, встречают молодых дома с хлеб-солью).
(хм...помню, это меня всегда "убивало", я не понимала, почему в такой важный для меня момент рядом со мной нет мам-папы).
А в еврейской свадьбе - родители жениха и невесты принимают непостредственное участие в обряде.

Нет тостов.
А в Росси ведь как принято: чтоб каждый гость что-то публично пожелал; люди стихи пишут, какие-то особые пожелания, напутствия....... и прочее.

Нет массовика-затейника (тамады).
Да, есть дискжокей. Но он очень мало развлекал, он иногда объявлял: "первый танец жениха и невесты в качестве мужа и жены". Один раз "танец родителей". Один раз позвал всех выпить по бокалу шампанского в честь того, что у одного из гостей (родственников) в этот день (прям совпало) день рождения.

Много молодецких развлечений\плясок (проявляют инициативу сами танцующие! никто их не призывает к этому)

Удивительное дело! Сама молодежь активно себя вела, например, в какой-то момент танцев (которые просто без перерыва: одна мелодия заканчивается - начинается другая) танцующие подняли юбку у невесты (ну, верхнюю) и жених, засунув голову под нижнюю, снял подвязку.
Или вот такие танцы: молодые люди поочереди танцуют с невестой на руках, передавая её время от времени (как эстафетную палочку) другому молодцу. (хорошо, что наша невеста была маленькая и хрупкая... тут, в нашем возрасте, один-то не всегда равновесие удерживаешь, не только с девушкой в руках)
Ещё: на стульях поднимали одновременно жениха и невесту (каждого на своем стуле) и одни должны были целоваться (на весу, над дрыгающимися руками танцующих).... и свёкра со свекровью (ну, родителей жениха) - тоже так поднимали.
Потом ещё жениха на руках поднимали (так, на вытянутых вверх руках держали и танцевали с ним).
Меня всё это потрясало до глубины души: столько удали молодецкой! (может, я давно уже не была в молодёжной компании)

Как я уже отметила, танцы были без перерыва, все эти девушки и юноши прыгали как заводные игрушки, не отходя ни "покурить", ни в "туалет"....Официанты разносили конфеты\шоколадки и фрукты в длинных деревянных лотках (такие длинные, что один официант с одной стороны, а второй с другой. Вклинивались прямо в танцующих, пританцовывая, не сразу попадешь рукой в нужный фрукт.
Кто-то (гости постарше) сидели за столами в это время...
Фактически, тарелки со столов уже убрали... (то есть "едательная" часть праздника довольно быстро закончилась)
Мы сами, вобщем-то тоже, старались как молодёжь... мы как встали, так и танцевали без перерыва.., уже к столу не возвращались... если только глоток сока (а то во рту пересохло от плясок). Я видела то там, то сям официантов, снующих между столами - они, видимо приносили и к столам... и к нам, на танцплощадку, к танцующим, чтоб можно было "не отходя от кассы"...


Время от времени (мне кажется, кто-то из активных гостей) на "танцплощадку" приносили рюмашки с алкоголем (чтоб не отвлекаться от танцев) "активный бар", типа.

Потом ещё был щербет (тоже сам подходишь, и тебе в стаканчик официантка положит).
Бар, там где кофе, тоже ещё долго был открыт.

Разносили (для желающих) ещё какую-то еду (какие-то десерты типа "баварии", муса... но мы ничего не желали, поэтому почти не интресовались, ну, если только из любопытства, просто как оформлено... я старалась поменьше есть и побольше танцевать.


Ещё забавный факт: ни жених-невеста, ни родители нигде официально не сидят, они принимают\развлекают гостей. Родители ходили от стола к столу, фотографируясь с родственниками. Жених-невеста активно отплясывали, всегда в центре круга, с главной ролью, в центре событий (невеста даже ножку натёрла). Видно было что они "работают".
В отличие от советской свадьбы, где все гости существуют для молодженов, чествуют их и прочее, на еврейской свадьбе (ну, на той где мы были) жених-невеста существуют для гостей и заботятся, чтоб те хорошо повеселилсь.
Вспоминается, как на русской свадьбе - столы буквой П, и во главе стола молодожены, потом свидетели, родители... Российские молодожены, мне кажется, часто как зрители на свадьбе сидят и смотрят на танцующих гостей.

Особые воспоминания: (просто себе на память, такая "зарисовка из жизни", приятно будет почитать лет через несколько):
Когда играла музыка 60-70 годов (ну, твисты там всякие), выходили пары постарше

(а во время других танцев они сидели).
Рядом с нами танцевала одна пара (мужчина был спиной, а женщина как раз лицом) - на меня сильное впечатление произвело, как заиграли\засияли глаза у этой женщины лет 50-и (она была очень полная, у неё не хватало пару зубов, но на лице было написано безграничное счастье ... она какие-то ПА выводила, видно было, что танцует "в голове", и ручками так грациозно...
Но потом больше никогда не танцевала ни под какую музыку.


Одна из последних традиций (ну, это как в европах\америках) - невеста бросает букет.

Гости (старшее поколение) стали потихоньку расходиться, а молодёжь "скакала" вовсю. Ну, мы немного "попрыгали" и тоже откланялись.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! :-))
Tags: Израиль, маил, традиции
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

  • Ещё или УЖЕ.

    Просто смешной случаи из жизни. Ещё ДО этой чертовойпандемии, когда мы путешествовали, наши полёты бывали обычно поздно ночью или рано утром.…

  • Историческая точилка.

    Это даже мне самой удивительно, но в Израиле мы живем уже БОЛЬШЕ лет, чем мы прожили в России (в нашем случае надо написать "в СССР"). В этом году…

  • Реветь или не реветь?

    Когда, будучи маленькой девочкой, я впервые услышала слово "ревень", оно мне не понравилось. Уж очень оно мне напоминало слово "реветь". Мама…

promo lenochka_lenusi july 7, 2016 14:50 49
Buy for 10 tokens
Suomenlinna (Sveaborg) Это было 27ое, четверг. Крепость располагается на островах, туда вас довезет "кораблик" по цене городского транспорта. Живописность и красочность на каждом шагу. Накидки на креслах в кафе. Вязано крючком, очень нарядно выглядит! Красота и всякие…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Израиль” Tag

  • Ещё или УЖЕ.

    Просто смешной случаи из жизни. Ещё ДО этой чертовойпандемии, когда мы путешествовали, наши полёты бывали обычно поздно ночью или рано утром.…

  • Историческая точилка.

    Это даже мне самой удивительно, но в Израиле мы живем уже БОЛЬШЕ лет, чем мы прожили в России (в нашем случае надо написать "в СССР"). В этом году…

  • Реветь или не реветь?

    Когда, будучи маленькой девочкой, я впервые услышала слово "ревень", оно мне не понравилось. Уж очень оно мне напоминало слово "реветь". Мама…